M e m o


Признания авантюриста Феликса Круля


Театр: Театр-Студия под рук-вом Олега Табакова
Дата: 10 апреля 2004 года
Время спектакля: 2 часа 40 минут, 1 антракт

Режиссер: Андрей Житинкин
Актеры: Сергей Безруков("На всякого мудреца довольно простоты"), Павел Ильин, Алексей Золотницкий, Александр Воробьев, Марианна Шульц, Анастасия Заворотнюк, Дмитрий Бродецкий, Денис Никифоров, Луиза Хуснутдинова, Сергей Беляев, Людмила Уланова, Алексей Кожемячко, Сергей Александров

Спектакль поставлен по мотивам незавершенного романа Томаса Манна и инсценировке лауреата премии "Антибукер" Ивана Савельева. Ну что сказать? Надо читать оригинал, чтобы понять, что же додумал Савельев и что хотел сказать Манн. Действие действительно обрывается внезапно.

По ходу действия возникала куча аллюзий. Первая часть похожа на "Портрет Дориана Грея", где молодой человек пытается прийти к своей цели за счет красоты, здесь же и "На всякого мудреца довольно простоты", где герой презирает тех, кому угождает.

Вторая часть очень напоминает фильм "Талантливого мистера Рипли". Поэтому конец можно додумать.

В целом присутствует минимализм (что свойственно данному театру) и эротика. Эротика, надо сказать, била через край. Почти половину первого акта Безруков бегал по сцене натурально без одежды. На мой взгляд, играл, как всегда, убедительно и хорошо. В меру сдержано, в меру страстно. Он один из немногих актеров, который может вжиться в любую роль, и уже не можешь себе представить кого-то другого в этой роли.

Проблематика действа - умелое пользование людскими слабостями для достижения своих целей. Манипулировать можно не только людьми откровенно слабыми, но и теми, кто внешне кажется непоколебимыми. Их слабости сильнее и извращеннее, поэтому, если их раскусывают авантюристы, страдания их глубоки настолько же, насколько они порочны сами.

Поначалу Феликс Круль не похож на авантюриста, добро само плывет к нему в руки. Но очень быстро он превращается в холодного, расчетливого циника, которого не останавливает абсолютно ничего, даже человеческая жизнь становится для него разменной монетой. Он ставит перед собой низкие задачи и идет к намеченной цели по трупам. При этом он пишет письма своему крестному отцу (единственному человеку, которого он по-настоящему любит) о своих сомнительных победах. А тот с каждым следующим письмом приходит в ужас от того, как из сорванца-Гермеса его подопечный превращается в холодного, бездушного монстра. Ужас его усугубляется еще и тем, что он понимает - изменить Феликса уже нельзя. Равно как нельзя его остановить…

Я бы не советовала водить на этот спектакль школьников - слишком уж откровенны некоторые сцены. А вообще, один из сильнейших спектаклей, когда-либо виденных мною. Масса пищи для размышлений.


Фотографии Екатерины Цветковой

Официальный сайт театра